Пятница
26.04.2024
01:58

RSS
МБДОУ г.Мурманска № 95
Главная
Каталог статей »
Информация о ДОО

События года

Год семьи 2024

Группа ДОО в ВК

Для вас, родители!

Главная » Статьи » Страничка методиста

Инновационная методическая деятельность как одно из условий развития качества дошкольного образования

Инновационная методическая деятельность как одно из условий развития качества дошкольного образования

Без целей нет достижений

Р. Маккейн

Качество образования и его эффективность – была и остается одной из актуальных проблем дошкольного образования.  

Наряду с имеющимся опытом целевой ориентации на нужды образовательного учреждения, использования педагогических инноваций в работе дошкольной организации, повышением педагогической квалификации, детских садах, являющихся инновационными площадками по введению ФГОС,  возникла проблема развития качества образования средствами методической работы [9].

С внедрением стандарта инновационная методическая деятельность приобретает особую актуальность. Это обусловлено тем, что  именно она  обеспечивает создание атмосферы, снимающей у взрослых напряженность и тревожность в связи с введением нового содержания в образовательную деятельность, решением организационных вопросов. Исследования показывают (С.Г. Вершловский, Е.П.Тонконогая, Т.И. Шамова и др.), что взрослый человек «держится» за свои ценности, жизненные и профессиональные стереотипы до тех пор, пока на деятельностном уровне не осознает необходимости и продуктивности отказа от некоторых из них.

Мы понимаем, что обеспечить готовность педагога к инновационной деятельности, создать все необходимые условия для роста профессиональной компетентности педагога, реализующего инновации, может только обновленная система методической работы, адекватная изменяющейся образовательной ситуации. Поэтому целесообразно говорить об инновационной методической деятельности в ДОО. В связи с этим необходимо определить понятие «инновационная методическая работа в ДОО». Сегодня инновационная методическая деятельность трактуется как деятельность, включающая совокупность мотивов, ценностей, компетенций и оптимальное сочетание владения традиционными и инновационными технологиями в реализации дошкольного образования, применяемыми на основе рефлексивных действий и обеспечивающими высокий уровень профессиональной деятельности, готовность педагогов к отбору позитивных инноваций, созданию методических продуктов, обеспечивающих инновационный образовательный процесс [1].  

В структуре инновационной методической деятельности выделены:

1) умение педагога осуществлять инновационную педагогическую деятельность;

2) способность проектировать и конструировать педагогические инновации, то есть профессионально отбирать содержание инновации, проектировать реализацию этого содержания через применение современных педагогических технологий; прогнозировать ожидаемый результат, который может быть получен в ходе реализации инновации, описывать критерии оценивания эффективности спроектированной инновации [3].

В этих условиях инновационное методическое сопровождение, как комплекс взаимосвязанных действий и процедур, позволило методической службе ДОО обеспечить оказание разносторонней помощи педагогам, потребовало достаточно тонкой инструментовки, имело индивидуализированный и дифференцированный характер, позволяющий гибко реагировать на профессионально-личностные запросы и потребности педагогов, устранять причины их неудовлетворенности своей деятельностью, формировать позитивные профессиональные установки.

Смена смысловых ориентиров в работе детского сада - инновационной площадки позволили выявить проблемы, заключающиеся в несоответствии прежних приоритетов и ценностно-смысловых установок педагогов тем смысловым ориентирам и приоритетам, на которые опирается ФГОС дошкольного образования.

Первостепенными задачами инновационной методической работы стало формирование новых ценностно-смысловых установок и обеспечение эффективной мотивации участников образовательного процесса к введению ФГОС в практике ДОО.

В связи с этим были определены зоны «ближайшего» и перспективного развития детского сада на основе педагогического анализа.

Определены следующие задачи:

  • обеспечение усвоения педагогами нормативных документов, регулирующих учебно-педагогические, трудовые, правовые и морально-нравственные отношения в сфере дошкольного образования, а также требований ФГОС к основной образовательной программе дошкольного образования;
  • совершенствование профессионально-педагогических компетентностей воспитателей для организации образовательного процесса с детьми дошкольного возраста на принципиально новых, современных подходах 
  • обогащение профессионального опыта и формирование способности ориентироваться в разнообразии средств и режимов образования, максимально учитывая потребности детей и родителей при выборе образовательных технологий.

Оценивая задачи, стоящие перед ДОО,   в первую очередь,  были:

  • определены сущность и содержание инновационного методического сопровождения деятельности педагогов по реализации выбранного направления,
  • обоснована направленность методической работы по данной проблеме, что позволило в дальнейшем активно вовлекать педагогических работников в повышение своей квалификации.

В ходе работы по введению ФГОС  в ДОО разработана и внедрена новая модель инновационной методической деятельности – Творческая мастерская, в результате чего основной акцент в работе инновационной площадки был сделан на организацию  работы Творческой мастерской. Отбор участников Творческой мастерской был организован на добровольной основе, в неё вошли высококвалифицированные педагоги, имеющие высшую и первую квалификационные категории. Мастерская  объединила работу четырёх творческих групп:

  • «Группа художественно-эстетического развития»;
  • «Группа познавательно-речевого развития»;
  • «Группа физического развития»;
  • «Группа социально–личностного развития».

Направлениями деятельности Творческой мастерской явились:

  • информационная, научно-методическая и практико-ориентированная поддержка образовательного процесса по реализуемому содержательному направлению;
  • мониторинг и организация образовательной деятельности;
  •  описание и опыт распространения полученных результатов.

Проблема повышения профессионального мастерства каждого педагога дошкольного учреждения по-прежнему остается одной из самых сложных. Ни для кого не секрет, что иногда на организацию мероприятий тратится много сил, а отдача ничтожна мала. Чем же объяснить все это? Думая, размышляя по этому поводу, пришли к выводу, что традиционные формы методической работы, в которых главное место отводилось докладам, выступлениям утратили свое значение из-за низкой их эффективности и недостаточной обратной связи.

Сегодня надо использовать новые, активные формы работы, которым свойственно вовлечение педагогов в деятельность и диалог, предполагающий свободный обмен мнениями.

Опираясь на классификацию продуктивных форм инновационной методической работы,  предложенную С. Г. Молчановым,   разнообразие форм и методов, используемых в инновационной методической деятельности можно подразделить следующим образом.

Формы и методы работы с педагогическим сообществом в условиях введения инноваций

Традиционные

Новые

Новейшие

Семинар-практикум

Мастер-класс

Кейс-метод

Мозговой  штурм

Круглый стол

Дебаты

Коучинг-сессия

Педагогический ринг

КВН;

Что? Где? Когда?;

Счастливый случай

Творческие часы

Педагогическая мастерская/Педагогическое ателье

Педагогическая гостинная

Союз единомышленников

Квик настройка

Педагогические ситуации

Выставки-ярмарки

Кружки качества

Тренинги

Презентации

Метод «Модеризации»

Деловая игра

Банк идей

Метод 

SWOT-анализ

Практика показала, что особую значимость обретают технологии совместной деятельности педагогов:

  •  технологии психолого-педагогической диагностики и проективного педагогического целеполагания, ориентированные на развитие новообразований в личности ребёнка по закону его развития (Д.Б. Эльконин);
  • педагогические технологии, мотивирующие на поиск проблемы и способов действий с учётом особенностей новой ситуации;
  • педагогические технологии «строительных лесов» будущего здания детской самостоятельности и компетентности (Rogoff, 1990), в которых руководство и помощь взрослого появляется, нарастает или уменьшается в ответ на развивающуюся компетентность ребёнка (Mercer, 1995).

В условиях достижения целей образования, соответствующих ФГОС ДО, эффективными стали технологии, принципиально меняющие характер   деятельности:

  •  технологии обучения, позволяющие развивать общие способности ребёнка, а также специальные способности;
  • проблемные, поисковые, проектные технологии обучения, обеспечивающие развитие самостоятельности ребёнка в постановке задач, пробах действий, достижении результата и рефлексии своей деятельности;
  •  технологии игровой и проективной дидактики, позволяющие конструировать детскую деятельность и повышать мотивацию к ней.

При лидирующей значимости ориентиров на личностный результат образования назрела принципиальная необходимость особо выделять социальные технологии образовательной деятельности:

  •  технологии универсальных социальных действий, обеспечивающие решение задачи освоения реального социального опыта взаимодействия, помощи и поддержки, инициации детьми подобного опыта в их самостоятельной деятельности;
  •  технологии, обеспечивающие приобщение детей к социокультурным традициям, формирование этно-культурной и общечеловеческой идентичностей;
  • технологии игровой и проективной социальной дидактики, позволяющие конструировать воспитательную среду, повышать мотивацию к участию в коллективных социально-значимых действиях.

Показатели эффективности инновационной методической деятельности за период введения ФГОС подразделены на два блока:

Достигнутые результаты:

  • рост инноваций и творческих профессиональных достижений педагогов (показатели: результаты диагностики эффективности и результативности внедрения инноваций, публикации о результатах внедрения инноваций);
  • стремление и готовность педагогов, детей к творческим видам деятельности, в том числе к исследовательской, инновационной и другим.
  • уровень аналитической культуры управления (положение о творческих группах и т.д.);
  • сформированность системы инновационного методического обеспечения профессионализма (показатели: мнения педагогов, родителей,  администрации об удовлетворенности различными видами обеспечения);

Планируемые результаты:

  •  удовлетворенность качеством образования всех субъектов образовательного процесса – детей, педагогов, родителей, общественности (показатели: опросы мнений, высокая востребовательность образовательных услуг);
  • показатели личностного роста педагогов и детей (показатели: мнения детей, родителей, социально-психологических исследований);

Совершенно очевидно, что инновационная методическая деятельность, работа с кадрами должны быть направлены на формирование творческого коллектива единомышленников. Постоянная связь содержания методической работы в дошкольном учреждении с результатами работы педагогов обеспечивает непрерывный процесс совершенствования профессионального мастерства каждого воспитателя.  

Ценность такого подхода в том, что он обеспечивает обратную связь, откровенный обмен мнениями, формирует положительные отношения между педагогами, педагогами и методической службой, педагогами и родителями.

В конце хочется еще раз подчеркнуть, что инновационная методическая деятельность занимает особое место в системе управления дошкольным образовательным учреждением, так как, прежде всего, способствует активизации личности педагога, повышению его профессиональной компетентности, обеспечивая тем самым развитие качества образования.  Именно поэтому, проблемы отбора инновационного содержания методической работы, организации продуктивных ее форм, оценивания эффективности методической работы в дошкольном образовательном учреждении на современном этапе становятся весьма актуальными [8].

 

Литература

  1.  Беляева, Л.А. Педагогическая деятельность как категория педагогики и философии / Л.А. Беляева // Понятийный аппарат педагогики и образования / отв. ред. Е. В. Ткаченко. -Екатеринбург, 1995. - Вып. 1. - С. 36-45.
  2.  Буров, К.С. Управление методической работой в образовательном учреждении: учеб. пособие / К. С. Буров. - Челябинск: Изд-во ЗАО «Цицеро», 2012. - с. 486.
  3.  Гнездилова, О.Н. Психологические аспекты инновационной деятельности педагога / О. Н. Гнездилова // Психологическая наука и образование. - М. : МГППУ, 2006. - № 4. - С. 61-65.
  4. Горохова, С.Е. Управление качеством образования в профессиональном лицее на основе инновационной научно-методической работы / С. Е. Горохова // Наука и образование. - 2011. - № 1. - С. 81-85.
  5. Дуранов, М.Е. Профессионально-педагогическая деятельность и исследовательский подход к ней / М. Е. Дуранов. - Челябинск : ЧГАКИ, 2002. - 276 с.
  6. Молчанов, С. Г. Профессиональная компетентность педагога / С. Г. Молчанов // Актуальные проблемы управления качеством образования: сб. науч. статей, 2001. - Вып. 6. -136 с.
  7. Найн, А.Я. Инновации в образовании. [Текст] / А. Я. Найн. - Челябинск : ГУ ПТО адм. Че-ляб. обл., Челяб. фил. ИПО МО РФ, 1995.
  8. етрова Л.И. Методическое сопровождение инновационной деятельности учреждений среднего профессионального образования: дис. канд. пед. наук. - М., 2005. - 188 с.
  9. Сериков, Г.Н. Ориентиры измерения качества образования /Г.Н. Сериков, С.Г. Сериков // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». - 2010. - Вып. 7. -№ 3 (179). - С. 19-32.
  10. Терентьева, В.Г. Управление организацией целостного педагогического процесса через систему методической работы / В.Г. Терентьева // Сибирский учитель. - 2012. -№ 82. - С. 40-43. 
Категория: Страничка методиста | Добавил: natali (27.04.2015)
Просмотров: 4113 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Аналитика"СПУТНИК"

Поиск

Федеральные сайты

    Архив записей

    ...


    Copyright MyCorp © 2024
    Сайт создан в системе uCoz