Родителям в
предвкушении новой жизни, после пережитого напряжения, так хочется верить, что
все трудности позади.
Если бы это
было так! Случается, для многих родителей наступает пора разочарования: детские
слёзы, капризы, отказы идти в сад, бесконечные болезни, претензии и обиды в
адрес воспитателей.
Можно ли
избежать неприятных переживаний? Как помочь семье справиться с новой ситуацией?
За что несёт ответственность коллектив детского сада, а за что отвечают
родители?
Требуется
время, чтобы семья приспособилась к новым обстоятельствам. Родителям приходится
менять привычный образ жизни, подстраиваться под режим детского сада. Период
адаптации индивидуален, может быть разной продолжительности.
К детскому
саду ребёнка нужно готовить: рассказать, что такое детский сад,
зачем туда ходят дети, почему вы хотите, чтобы малыш пошёл в детский сад.
Например, детский сад - это такой красивый дом, куда мамы и папы приводят
своих детей. Я хочу, чтобы ты познакомился и подружился с другими детьми
и взрослыми. В саду всё приспособлено для детей. Там маленькие столики и
стульчики, маленькие кроватки, маленькие раковины для умывания, маленькие
шкафчики, много интересных игрушек. Ты всё сможешь посмотреть, потрогать,
поиграть со всем. В саду дети кушают, занимаются, играют, гуляют. Я очень хочу
пойти на работу, мне это интересно. И я хочу, чтобы ты пошёл в детский сад,
чтобы тебе это было тоже интересно. Утром я отведу тебя в сад, а вечером
заберу. Ты мне расскажешь, что у тебя было интересного в саду, а я расскажу
тебе, что у меня интересного на работе. Многие родители хотели бы отправить в
этот детский сад своих детей, но берут туда не всех. Тебе повезло. Нам нужно
подготовиться, купить необходимые вещи, выучить имена воспитателей и правила
детского сада.
Необходимо
подробно рассказать ребёнку о режиме детского сада, что, как, в какой
последовательности он будет делать. Малышей пугает неизвестность. Когда ребёнок
видит, что событие происходит, как и было обещано, он чувствует себя увереннее.
Поговорите с ребёнком о возможных трудностях, к кому он может обратиться за
помощью и как это сделать. Не создавайте у ребёнка иллюзий, что всё будет
исполнено по первому требованию и так, как он хочет. Объясните, что в группе
будет много детей и иногда ему придётся подождать. Научите ребёнка знакомиться
с другими детьми, обращаться к ним по имени, просить, а не отнимать игрушки,
предлагать свои игрушки другим детям.
Разработайте
вместе с ребёнком несложную систему прощальных знаков, и ему будет проще
отпустить вас. Помните, что на привыкание ребёнка к детскому саду может уйти до
полугода. Рассчитывайте свои силы, возможности, планы. Убедитесь, что вашей
семье детский сад необходим именно сейчас. Ребёнок отлично чувствует, когда
родители сомневаются в целесообразности "садовского" воспитания. Любые ваши
колебания ребёнок использует для того, чтобы воспротивиться расставанию с
родителями. Легче и быстрее привыкают дети, у чьих родителей нет выбора.
Ребёнок
привыкнет быстрее, если сможет построить отношения с большим количеством детей
и взрослых. Помогите ребёнку в этом. Познакомьтесь с другими родителями и
детьми.
Поощряйте
обращения вашего ребёнка за помощью и поддержкой к другим людям в вашем
присутствии. Будьте снисходительны и терпимы к другим. В присутствии ребёнка
избегайте критических замечаний в адрес детского сада и его сотрудников. Никогда
не пугайте ребёнка детским садом. Теперь вы проводите с ним меньше времени,
компенсируйте это качеством общения. Чаще обнимайте ребёнка, хвалите его. Если
ребёнок готовиться к детскому саду, если и семья и воспитатели настроены на
сотрудничество, то сложности адаптации будут сведены к минимуму.