Приемы самомассажа в логопедической практике | Самомассаж – это массаж, выполняемый самим ребёнком, страдающим речевой патологией. Самомассаж готовит мышцы к артикуляционной гимнастике, вызывает прилив крови к ним, помогает ребёнку лучше усваивать ощущения от этих мышц и управлять ими, делает мимику выразительной. |
Использование
самомассажа полезно по нескольким причинам:
- Можно проводить не только индивидуально, но и
фронтально с группой детей одновременно.
- Можно использовать многократно в течение дня, включая
его в различные режимные моменты в условиях дошкольного учреждения.
- Можно использовать без специального медицинского
образования.
Правила:
- Длительность одного сеанса может составлять 5-10 минут.
- Каждое движение в среднем выполняется 4-6 раз.
- В один сеанс может быть включено лишь несколько
приёмов, которые могут варьироваться в течение дня.
- Перед проведением самомассажа ребёнок должен быть тщательно
умыт.
- Все материалы (если таковы используются) должны быть
строго индивидуальны, лучше одноразовые и после занятия утилизироваться.
Обучая детей самомассажу, логопед
показывает каждый приём на себе и комментирует его. Дети выполняют массажный
приём самостоятельно, вначале при наличии зрительного контроля, а затем и без
него. Когда приёмы будут освоены детьми, возможно проведение движений под
стихотворный текст или тихую музыку. Процедура самомассажа проводится в игровой
форме.
Не циркач и не артист
– сам себе я массажист.
(самомассаж
лица и шеи)
- Ручки
растираем (потирание ладоней ) и
разогреваем (хлопки),
- И лицо теплом своим мы умываем (разогретыми
ладонями проводят по лицу сверху вниз),
- Грабельки сгребают все плохие мысли (граблеобразные движения пальцами от
середины лба к вискам).
- Ушки растираем вверх и вниз мы быстро(растирание ушных раковин по краю снизу
вверх и сверху вниз).
- Их вперёд сгибаем (нагибание ушных
раковин кпереди ),
- Тянем вниз на мочки (оттягивание вниз за мочки ),
- А потом уходим пальцами на щёчки (пальцы перебегают на щёки).
- Щёчки разминаем, чтобы надувались (указательный, средний и безымянный пальцы
разминают щёки круговыми движениями )
- Губки разминаем, чтобы улыбались (большой и указательный пальцы разминают
сначала нижнюю, а потом верхнюю губу )
- Как утята к утке клювики потянем (вытягивание обеих губ вперёд )
- Разомнём
их мягко не задев ногтями (большие и
указательные пальцы разминают обе губы)
- Уголками губ мы щёчки поднимаем (средние пальцы рук находятся в уголках рта и
по очереди поднимают то правый, то левый уголок рта )
- А потом от носа мы к губам стекаем (спиралевидные движения средних пальцев рук от
крыльев носа к уголкам рта по носогубным складкам )
- Губки пожуём мы, шарики надуем (покусывание нижней губы верхними зубами и
наоборот; надувание щёк с похлопыванием по ним так, чтобы губы удерживали
воздух)
- И губами вправо – влево потанцуем (указательные пальцы укладываются на губы
параллельно друг другу, например, правый — на верхнюю губу, а левый — на
нижнюю, и двигаются навстречу/врозь друг другу )
- Под губой язык лежит, кулачок в губу стучит (язык -под верхней губой и поколачивание
кулачком по верхней губе )
- Под
другой губой лежит , кулачок другой стучит (язык — под нижней губой и поколачивание по
нижней губе ).
- Тянем
подбородок и его щипаем (разминание
подбородка с отгягиванием его вниз: пощипывание нижней челюсти от подбородка к
ушам),
- А потом по шейке ручками стекаем (поглаживание шеи всей ладонью от нижней
челюсти к ключицам; середина шеи проходит между большим и остальными пальцами).
Желаю
успехов!
Использованная
литература:
- Е.А. Дьякова «Логопедический массаж» — М.: Издат.
центр «Академия», 2005 г.
- Картушина М. Ю. «Логоритмические занятия в детском
саду: Методическое пособие» — М.: ТЦ Сфера, 2003 г.
- О.А Новиковская «Весёлая зарядка для язычка» —
М.: АСТ, СПб.: Сова, 2010 г.
|