«Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОО в условиях введения ФГОС дошкольного образования».
В современных условиях изменение ранее сложившейся системы образования, когда взят курс на создание вариативной, открытой системы образовательных услуг, введение государственных образовательных стандартов приобретает особое значение.
ФГОС дошкольного образования определил принципы дошкольного образования, основные цели и задачи, в том числе в области физического развития детей, а именно:
Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия
Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей
Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования
Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений
Обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей.
Можно утверждать, что в целом современные подходы к организации физкультурно-оздоровительной работы в дошкольных учреждениях области определились, что сложился системный подход к организации этой деятельности,
Вместе с тем, любая система не прослужит достаточно эффективно и долго, если она не будет совершенствоваться, обновляться, модернизироваться. Поэтому актуальнейшей задачей на современном этапе развития дошкольного образования является осмысление накопленного опыта сохранения и укрепления здоровья детей, оценка его эффективности и модернизация содержания физкультурно-оздоровительной деятельности.
В ходе семинара педагоги обменялись опытом работы по применению здоровьесберегаюших технологий в образовательном процессе в условиях введения ФГОС дошкольного образования.
Педагогический коллектив МБДОУ № 95 особое внимание уделяет сохранению и укреплению здоровья детей, коррекционно-реабилитационной работе. Большое внимание уделяется детям с ограниченными возможностями здоровья, ведется совместная работа с медицинскими работниками, узкими специалистами.
Многие подчеркивали, что взаимодействие с семьей в процессе физического совершенствования ребенка - еще одна проблема, волнующая педагогические коллективы дошкольных образовательных учреждений. Ни семья, ни детский сад не могут заменить друг друга. Детский сад сегодня не может без помощи семьи решить задачи физкультурного воспитания детей дошкольного возраста. Так, занятия физкультурой, по данным профессора Н. Лебедевой, компенсируют в среднем лишь 11% суточной нормы двигательной активности ребенка. Дефицит движений, в свою очередь, приводит к нарушению осанки, избыточному весу, заболеваниям сердечно-сосудистой системы.
Одним из возможных решений этой проблемы в детских садах области стала организация совместных занятий физическими упражнениями детей и родителей. Особенно эффективны подобные занятия с детьми раннего и младшего дошкольного возраста.
Работа МБДОУ № 95 в контексте педагогики оздоровления приводит к положительным результатам. Дети учатся управлять своими движениями, самостоятельно развивать свою двигательную сферу, то есть телесные движения становятся особым объектом усвоения, познания, оценки, преобразования. При этом достаточно успешно происходит оздоровление психосоматического состояния детей дошкольного возраста, расширяется сфера их возможностей.
Детский сад системно работает над проблемами снижения заболеваемости детей. С этой целью педагоги увеличивают объем двигательной активности на базе микростадионов (групповых), активных прогулок, зарядки и занятий на воздухе в обычной одежде, постепенно повышая физическую нагрузку с оптимальной интенсивностью и количеством движений. В результате на протяжении последних четырех лет не фиксируется повышение уровня заболеваемости детей.