Художественное экспериментирование как средство развития творческой активности детей дошкольного возраста
Мы не сможем понять, на что способны, если не будем постоянно пробовать что-то новое. Дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей, так как в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. Поисковая активность, стремление наблюдать и экспериментировать - естественное состояние ребенка и основной путь познания, к которому и нужно подводить обучение. Если творчество, в широком смысле слова, процесс создания нового, то художественное экспериментирование это работа с различными материалами, разнообразными методами и способами и предоставления работ в разных формах. Дети свободны в выборе средств изображения, безбоязненно экспериментируют, изучают все возможности использования различных материалов и инструментов. Экспериментирование с материалом происходит в виде обучения, опытов, дидактических игр и наблюдения Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью двухсторонняя: чем сильнее развиты изобразительные способности ребенка, тем глубже он изучает окружающую действительность. В то же время, чем глубже ребенок познает объект действительности, тем точнее он передает его детали в изображении. Активное экспериментирование с различными материалами позволяет находить все более разнообразные средства изобразительной выразительности. Изобразительная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных техник является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, в ней особенно ярко проявляются разные стороны развития ребенка. Все эти техники хорошо известны педагогам и активно применяются в педагогической практике. Инновационная методика «Правополушарного рисования» стала для меня открытием новых творческих идей. Популярность этого метода возрастает с каждым днем. Основоположницей метода правополушарного рисования принято считать доктора наук Бетти Эдвардс, которая в 70-х годах ХХ века описала основные принципы рисования с задействованием функций правого полушария мозга в своей книге «Художник внутри вас». Бэтти Эдвардс утверждает, что если на время «отключить» левую зону мозга и вовлечь в работу правую (что с легкостью делают дети, у взрослых это получается с трудом), то человек сможет увидеть реальность под непривычным углом и проявить свои творческие способности в полной мере. Кроме того, она твердо убеждена, что научиться рисовать, так же как, например, читать и писать, может любой человек. Главное – выработать привычку наблюдать и избавиться от страха белого листа. Техники правополушарного рисования заключается в следующем:
|
Рисование этими техниками открывают широкий простор для детской фантазии, дает ребенку возможность увлечься творчеством, развить воображение, проявить самостоятельность и инициативу, выразить свою индивидуальность.